Толочко Ксения, учащаяся школы № 1239, ЦАО Москвы
Мохандас Карамчанд Ганди являлся лидером индийского Национально-освободительного движения, его ведущим идеологом. Он родился в 1869 году в семье министра небольшого индийского княжества. Получил юридическое образование в Лондоне. Больше двадцати лет, с 1893 по 1914 г., Ганди провёл в Южной Африке, где возглавлял борьбу индийских иммигрантов за уравнение в правах с европейцами. Когда началась мировая война, он призвал индийцев записываться в англо-индийские войска и сам отправился в Лондон, чтобы предложить английскому правительству свои услуги по созданию вспомогательных санитарных отрядов из индийцев. В 1915 году Ганди возвратился в Индию и здесь также выступил за поддержку Англии в войне, будучи убеждён, что, помогая Англии, индийцы завоюют её признательность и получат право на независимость.
Ганди считал, что путём насилия индийский народ не сможет добиться освобождения. Ещё в Африке он сформулировал и применил на практике метод общественно-политической борьбы, названный им «сатьяграха» («упорство в истине»). Главным содержанием сатьяграхи было учение о ненасилии. Обоснование этой идеи Ганди искал в различных древнеиндийских философско-религиозных концепциях. В дальнейшем Ганди выдвинул сатьяграху как единственно правильный, по его мнению, метод национально-освободительного движения индийского народа.
Важнейшими формами практического осуществления сатьяграхи Ганди считал ненасильственное несотрудничество с английскими властями и гражданское неповиновение. Он различал индивидуальное и массовое, а также «оборонительное» и «наступательное» неповиновение. Применение каждого из этих видов должно было определяться тактическими соображениями.
Придавая большое значение широкому участию народных масс в политической борьбе, и вовлекая их в движение на основе принципов сатьяграхи, Ганди в то же время решительно выступал против любых форм насилия по отношению к колонизаторам и против классовой борьбы трудящихся масс.
Учение Ганди — гандизм стало программой индийской национально-освободительной борьбы. Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Ганди, и ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения, руководимого национальной буржуазией.
Вот основные принципы этого учения:
Составной частью гандизма была так называемая конструктивная программа, за реализацию которой Ганди боролся до конца жизни. Эта программа включала в себя борьбу против кастовой системы, за индусско-мусульманское единство, раскрепощение женщины, развитие ремесла и особенно ручного прядения и ткачества и т.п.
В отличие от многих прежних руководителей Национального Конгресса Ганди не чуждался народных масс, понимая, что без вовлечения их в национально-освободительную борьбу нельзя добиться победы над английским империализмом. Эта сторона гандизма и личные качества Ганди — простота, аскетизм, верность индийским обрядам и обычаям, страстность, с которой он боролся за национальные требования, — привлекали широкие массы, в особенности крестьян. В короткий срок Ганди приобрёл огромную популярность. В народе его стали называть махатма («великая душа»).
Деятельность Ганди в период бурного роста антиимпериалистической борьбы способствовала усилению национально-освободительного движения, помогая вовлекать в него широкие народные массы и противопоставлять английскому колониальному гнёту могучую силу миллионов индийцев. Однако характерные для гандизма черты — отрицание классовой борьбы и проповедь ненасилия — приводили к тому, что не раз в моменты наибольшего обострения национально-освободительного движения Ганди старался сдержать революционную борьбу масс, не дать движению выйти из-под руководства Национального Конгресса.
Противоречивость гандизма вытекала, прежде всего, из противоречивого характера индийской национальной буржуазии. Как идеология, гандизм объективно отражал стремление национальной буржуазии обеспечить своё руководство массовым национально-освободительным движением индийского народа.
На мой взгляд, Ганди был патриотом своей страны, человеком, истинно верившим в то, что когда-нибудь его страна будет освобождена от колониальной зависимости. Он обладал мужественным характером, большой силой воли и огромным желанием сделать свою страну свободной. Стремление Ганди к свободе, его желание освободить родину от колониальной зависимости потребовало от него больших усилий для того, чтобы объединить Конгресс с Мусульманской лигой в борьбе с колонизаторами.
В 1947 году Индия становится независимой страной, но религиозно-общинная рознь индусов и мусульман разделила страну на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членами индусской шовинистической организации в 1948 году.
(Впервые опубликовано в вестнике «Голос миротворцев» № 145 от 19.04.2004)